?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 May 2014 @ 10:52 am
О вреде диктантов (личное мнение)  
Начались каникулы, и все чаще в разговорах с мамами слышу планы на лето: будем диктанты писать!
Каждый раз вздрагиваю, слыша это, иногда пытаюсь объяснить свою точку зрения, но мало кто слышит. Диктант - вот что нас пугало в детстве, вот чем мы занимались на уроках... И вот чем мы хотим занять своих детей! А зачем?



Между тем диктант - это не что иное, как всего лишь способ проверки грамотности ученика. НАУЧИТЬ он ничему не может. В диктанте ребенок фиксирует и отображает только то, что удалось ему запомнить в процессе других видов деятельности - чтения, списывания, изучения правил.
Давая писать диктанты ребенку, мы его не обучаем. Более того - именно диктантами фиксируются ошибки, ребенок привыкает писать слова не правильно, а так, как он себе их представляет.
Особенно тяжело в первых классах. К концу первого года обучения ребенок знает буквально пару десятков словарных слов и только начинает пользоваться правилами, только учится применять проверочные слова. На этом этапе важно зафиксировать в памяти как можно больше образов слов - правильных образов! - и этому помогают чтение и списывание.
Именно чтение (как можно больше) и списывание (с проговариванием всех звуков и знаков препинания) помогает формировать грамотность.
Кстати, упражнения, в которых надо вставлять пропущенные буквы, для первоклашек тоже, мне кажется, пока не полезны. Они могут относиться только к четко выученным правилам и словарным словам, да и то - лучше сформировать зрительный образ при списывании, чем просто вписать букву.
И еще одно. Когда ребенок списывает и одновременно проговаривает - работают практически все механизмы памяти. Зрительная - он видит то, что написано; слуховая - он слышит сам себя и сам же говорит; кроме того, ребенок пишет, двигает рукой - и тоже фиксирует написание слова. Именно одновременная работа стольких систем способствует запоминанию и формированию "грамотности без правил", когда ребенок держит в голове не правила, а образы слов.
Это важно, потому что правила изучают медленно, а писать грамотно надо начинать как можно раньше.

Да, и обращаю ваше внимание, что я не педагог, а только мама. Не стоит воспринимать мои слова как руководство к действию, я пишу это текст лишь для того, чтобы кто-то задумался и попробовал отбросить стереотипы. Вдруг поможет?
 
 
 
angelina: city_girliron_camomile on May 30th, 2014 07:00 am (UTC)
Я вот читаю ваш пост и думаю, что списывание с проговариванием может помочь мне с английским :). Спасибо за идею.
s0undkeepers0undkeeper on May 30th, 2014 07:53 am (UTC)
Да! А если Вы аудиал, то еще учебник "в уши" помогает. Есть такие комбинированные программы, где Вы слушаете, потом слушаете и читаете одновременно, а потом записываете.
(no subject) - azatori on May 30th, 2014 01:48 pm (UTC) (Expand)
Natalya  AlexeevaNatalya Alexeeva on May 30th, 2014 07:00 am (UTC)
Ира, соглашусь!!!
И фотография очень, очень хорошая!
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 12:32 pm (UTC)
спасибо:-))) она очень летняя каникульная:-))) потому и выбрала именно ее:-)
iressairessa on May 30th, 2014 07:02 am (UTC)
Диктант - это очень полезная штука. Как учитель говорю. А списывание - это и есть разновидность диктанта. Обучающих диктантов очень много. И словарный, и выборочный, и распределительный. В общем, ну буду перечислят все. Писать диктанты - надо. Иначе к сентябрю дети вообще разучаются писать быстро, грамотно, соображать, оценивать то, что они пишут. Сентябрь - это ад. Особенно в классах, где дети летом не занимались.
naranja_naranjanaranja_naranja on May 30th, 2014 07:45 am (UTC)
А почему нельзя писать письма гномам, переписываться с родителями о планах на день, писать смешные истории по очереди по предложению, дописывать альтернативные концы книг и так далее и тому подобное? Почему нельзя играть в виселицу и переставление букв в словах и собери как можно слов из заданных букв и т.п.? Почему непременно нудные диктанты? Я вот как учитель английского - а в целом изучение любого языка идет по схожим принципам, только английский сложнее дается поскольку не родной - искренне не понимаю, почему не использовать формы обучения, интересные детям - ведь их столько придумано, выбирай любые. и уж на грамотность разных игр и занятий увлекательных придумано вообще миллион, написаны сотни книг про это. Неужели ж надо непременно делать обучение языку нудным и сложным?

Edited at 2014-05-30 07:46 am (UTC)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 08:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 08:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 08:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - astracat on May 30th, 2014 08:49 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - astracat on May 30th, 2014 09:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lenorronel on August 2nd, 2014 09:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on August 3rd, 2014 05:18 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lenorronel on August 3rd, 2014 08:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on August 4th, 2014 02:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - manona on August 25th, 2014 10:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:20 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:42 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 11:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 11:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 01:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - zzachekay on March 13th, 2016 11:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 10:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 11:16 am (UTC) (Expand)
(no subject) - elfi_art on May 30th, 2014 12:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - myrain on May 30th, 2014 06:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - elka78 on May 30th, 2014 06:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 07:44 pm (UTC) (Expand)
happy_pelmenthappy_pelment on May 30th, 2014 07:15 am (UTC)
Я и после школы несколько раз писала диктанты с молодым человеком. Ради закрепления, повторения. А то в вузе никаких уроков русского - сочинение вступительное написал и свободен. И теперь была бы не против написать что-то. Ведь надо иногда вспоминать, как пишутся слова, как расставляются знаки препинания. И в школе я любила диктанты ^_^.
Я не думаю, что диктант - такая уж страшная вещь. Но в младшей школе, да еще и на каникулах - ребенку такая затея по душе не придется точно :)
sam_thoughtssam_thoughts on May 30th, 2014 08:09 am (UTC)
Простите, что встреваю, но хочу спросить/предложить: Вы знаете о Тотальном диктанте? Он как раз и создан для всех, кто хочет вспомнить правила и прочувствовать атмосферу=)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 08:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 09:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 09:57 am (UTC) (Expand)
mimafimimafi on May 30th, 2014 07:16 am (UTC)
Хотя вы и не претендуете на истину, но все обстоит именно так. Подпись: мама и педагог-дефектолог.
Хомячинаannkyr on May 30th, 2014 07:17 am (UTC)
Блин, для меня в школе диктанты были просто адом. Признаться я все таки неграмотная, но у меня это вражденное, я с цыфрами дружу а буквами ен очень!
Осколки неслучившейся судьбыevil_mimi on May 30th, 2014 07:19 am (UTC)
Тяжело, когда нет врожденной грамотности :)
Юлияjulia_bcn on May 30th, 2014 07:32 am (UTC)
как это? :)


(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 07:48 am (UTC) (Expand)
абсолютно согласен - ktibr0 on May 30th, 2014 08:24 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - manona on August 25th, 2014 10:14 am (UTC) (Expand)
как это? :) - evil_mimi on May 30th, 2014 07:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:06 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:11 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:16 am (UTC) (Expand)
Барышня-крестьянкаlubimay_toboy on May 30th, 2014 07:21 am (UTC)
а диктант не предусмотрен чему-то учить, диктант - это проверка того, что до этого учили, проверка того, правильно ли понял ребенок правило, именно понял и применил, а не тупо заучил. Насколько быстро его мозг может обрабатывать поступающую информацию, усваивать, перерабатывать и выдавать результат.
Я, правда в прошлом, преподаватель математики)))
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:37 am (UTC)
Я вроде это и написала:-))))
Просто многие и не знают, что он не для обучения, а для проверки.
Иринаpir4ik59 on May 30th, 2014 07:30 am (UTC)
В свое время, когда сын учился в младших класс, знакомая - учитель рус. яз. посоветовала именно переписывать тексты.
Софья: Основнойchucha007 on May 30th, 2014 07:31 am (UTC)
Ненавижу идею заставлять детей летом заниматься
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:39 am (UTC)
У всех разные дети и разные способы занятий. Кто-то сам читает запоем, а кого-то надо уговаривать. Кто-то все помнит сразу, а у других через 5минут из головы все вылетает. И что делать?
Harahorharahor on May 30th, 2014 07:36 am (UTC)
Полностью с Вами согласна, Ира! Нам советовал учитель, и это очень помогло. Выбирали тексты с описанием природы, например Бианки. И достаточно списывать по два предложения в день, но самое главное, это регулярность. Каждый день, включая выходные. Супер способ!
angryredcatangryredcat on May 30th, 2014 07:46 am (UTC)
Как потомственный педагог подтверждаю - грамотность диктантами не наработаешь. Диктант - это метод контроля. И насчет врожденной грамотности. Все дети (и я сама), про которых говорили "о, у них врожденная грамотность" просто много читали с очень ранних лет, еще до школы. Сами. Глазками))
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:41 am (UTC)
Да, про чтение согласна. Но и списывание формирует грамотность. Видимо, все не так просто. Знаю девочку, которая читала все что можно с 5 лет, но грамотности нет.
(no subject) - angryredcat on May 30th, 2014 10:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - barischa on May 30th, 2014 06:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 07:46 pm (UTC) (Expand)
s0undkeepers0undkeeper on May 30th, 2014 07:52 am (UTC)
Целиком и полностью согласна! Это самые разумные доводы, которые мне приходилось слышать. И хватит уже терроризировать детей всякой фигней, образование в России и без того слишком формальное и негуманное. PS Я "краснодипломированный" филолог, в школе была отличницей, но русский давался не благодаря хорошему преподаванию, а благодаря моим природным особенностям, активному чтению множества интересных мне книг и вопреки школьным методам.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:42 am (UTC)
Ну в школе у нас как раз никто не терроризирует, может, от программы зависит:-)))) а вот родители иной раз негуманности добавляют:-)))
(no subject) - s0undkeeper on May 30th, 2014 09:44 am (UTC) (Expand)
svmtsvmt on May 30th, 2014 07:58 am (UTC)
я как мама и как педагог говорю Вам- Вы не правы, насчет диктантов. И правы насчет чтения и списывания. Вот все это , комплексно, и помогает.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:43 am (UTC)
Чем диктанты полезны для перво и второклашек? Просто ваши аргументы интересны:-))
(no subject) - ashy_blondy on May 30th, 2014 02:19 pm (UTC) (Expand)
hemdahemda on May 30th, 2014 08:05 am (UTC)
Читать! Книжки читать - лучший рецепт грамотности. И читать вслух, чтобы как "слышится так и пишется" не стало кошмаром наяву.
Диктанты... диктанты надо подбирать по возрасту, чтобы были нормальные слова а тексте. Диктанты тренируют мозги, заставляя думать как же написать слов.

У меня когда-то был смешной затык, я не знала как писать матерки, хотя очень хотелось. Нашла словарь, разобралась :)
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:45 am (UTC)
Как может ребенок думать над написанием слов, если не знает правил и способов проверки? По возрасту диктанты слишком простые, десяток словарных слов - и что толку?
(no subject) - hemda on May 30th, 2014 10:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:12 am (UTC) (Expand)
(no subject) - hemda on May 30th, 2014 11:18 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 11:37 am (UTC) (Expand)
sam_thoughtssam_thoughts on May 30th, 2014 08:19 am (UTC)
Диктант - это как лекарство. Нельзя же все болезни лечить одним лекарством. Вот и диктанты бывают разные. В младших классах, где не хватает усидчивости, когда у некоторых детей есть дисграфия, полезно т.н. "списывание". И очень интересен такой вид работы, как поиск ошибок в тексте. Нужно взять шуточный какой-нибудь текст, напечатать его с ошибками и дать ребенку на исправление, сказав число ошибок. А после того, как работа будет вами проверена, дать ее переписать начисто.
Но диктанты отменять уж точно нельзя, нужно только делать их интереснее, есть ведь специальные сборники интересных диктантов. Конечно, каждый день писать про прекрасную русскую природу, походы за грибами, встречу рассветов на реке - возненавидеть русский язык можно. :)
Я преподаватель русского и репетитор.
iressairessa on May 30th, 2014 08:22 am (UTC)
УРА!!! ВЫ - моя единомышленница) Можно я вас зафренжу?) Я - Ира, живу в Москве, в прошлом - преподаватель русского языка и литературы) Из школы ушла, но общению с коллегами всегда рада)
(no subject) - sam_thoughts on May 30th, 2014 08:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:47 am (UTC) (Expand)
(no subject) - sam_thoughts on May 30th, 2014 09:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:54 am (UTC) (Expand)
Silvarasilvara_v on May 30th, 2014 08:25 am (UTC)
спасибо за этот пост. я вроде и педагогическое образование имею, и знаю все, что вы написали, а поди ж ты, тоже вместо списывания планировала летом заняться с второклашкой диктантами )
vasche_ulyotvasche_ulyot on May 30th, 2014 08:28 am (UTC)
В начальной школе, как сейчас помню, нам задавали на лето прочтение книг (коротеньких рассказов и сказок) с переписыванием особо понравившегося отрывка и обязательным его иллюстрированием. Прочитал-вразумел-выбрал отрывок-переписал-ещё раз вразумел-картиночку нарисовал. Потом, после каждого класса собралось 3 чудесных альбомчика (на посылку бабушкам-дедушкам). И грамотность в порядке)

Edited at 2014-05-30 08:29 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:47 am (UTC)
Мы тоже такое планируем:-))
bigmir81bigmir81 on May 30th, 2014 08:28 am (UTC)
Все Вы правильно пишете. Дочь учится по программе, которую разрабатывали не только педагоги, но и психологи, и медики. Так они диктант лишь в конце года начали пробовать писать, чтобы подготовиться к итоговой контрольной работе. А до этого только переписывали тексты.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:48 am (UTC)
Мы тоже один диктант писали за год:-)))
astracatastracat on May 30th, 2014 08:53 am (UTC)
Я хоть и педагог, но категорически не помню матчасть по русскому языку (преподавала только английский). Тем не менее, на интуитивном уровне абсолютно согласна с вами. Более того, диктант диктанту рознь, есть жуткие тексты, которые и взрослый грамотный человек напишет с кучей ошибок, а есть такие, где сложно ошибиться.
Но если учитель именно любит давать диктанты, надо иногда практиковаться писать их дома, тк скорость реакции нужна совсем другая, чем для списывания.
medvedkinskajamedvedkinskaja on May 30th, 2014 08:57 am (UTC)
Я работаю со взрослыми, преподаю шведский как иностранный. Многие из моих учеников любят писать диктанты и, как мне кажется, им это очень полезно. Диктант для них - это не только умение записать со слуха, он проверяет еще и знание грамматики, умение построить предложение в голове, потому что услышать и сразу все запомнить, не понимая, невозможно. Я обычно даю им самим проверять свои диктанты и искать ошибки.
Что касается моих собственных детей, то я на диктанты забила. Слишком уж много усилий нужно, чтоб заставить их писать диктант, оно того не стоит.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:49 am (UTC)
Взрослые и дети - две огромные разницы.
(no subject) - medvedkinskaja on May 30th, 2014 10:55 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 11:39 am (UTC) (Expand)
mariasamoylovamariasamoylova on May 30th, 2014 09:12 am (UTC)
я слова по английскому через руку учила, садилась и писала по странице одно и тоже слово по другому ни как
но тут у кого какая память больше
а диктант я всегда плохо писала, хотя все правила знала
Галинаiamaglika on May 30th, 2014 09:17 am (UTC)
Согласна. Переписывание текстов с проговариванием - это очень действенный способ улучшения грамотности. В России до 17 года даже сборники для переписывания художественных текстов издавались как учебные пособия.
А диктанты я ужасно не люблю. Особенно если ребёнок не слишком силён в русском. Понаделать ещё ошибок? Испугаться, что много их понаделал? Если диктант, то диктант по ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНОМУ тексту. Взять какой-нибудь интересный и внятный текст, сесть рядом с ребёнком и сначала текст разобрать: почему тут А? почему запятая перед И и т.п. Тут ребёнок может проявить свои педагогические способности, если мама "не понимает") А потом уж можно и диктант написать. И порадоваться неплохому результату. И объяснить редкие (наверняка!) ошибки.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:52 am (UTC)
Вот-вот! Не лихорадочно вспоминать правила, а подумать над их применением!
(no subject) - iamaglika on May 30th, 2014 10:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - medvedkinskaja on May 30th, 2014 10:57 am (UTC) (Expand)
reem_mareem_ma on May 30th, 2014 09:46 am (UTC)
Я, пока что не читая все комментарии, поделюсь своим опытом наконец-то завершенного дочкой первого класса :)
Диктанты ей даются легче, чем списывание - хотя в качестве годовой контрольной работы именно списывание было, а не диктант.
Дополнительными заданиями по списыванию в течение второго полугодия давали тексты с "перепутанными" словами: например, заголовок "маЗи шлапри" должен выглядеть как "Зима пришла". Не знаю, что они развивали таким способом; я (лингвист) "читала" эти тексты влёт, а муж (физик) смотрел на них очень долго и пытался понять, что за белиберда там написана.

Многократным списыванием я в свои школьные годы заучивала иностранные слова - правда, уже в старших классах. В тетради листок делится пополам по вертикали, на одной половинке пишешь слова в переводе (яблоко, банан, красный), на вторую потом пишешь перевод по памяти (apple, banana, red). Проверяешь, исправляешь ошибки, загибаешь исписанную половинку (так, чтобы слова на русском все еще было видно) и пишешь по новой - пока ошибки не исчезнут. Тут тебе и зрительная, и механическая, и в чем-то даже слуховая память (если их проговаривать).

Кстати, как по мне, как раз проверка самого себя и поиск ошибок - тоже важная вещь, которую не надо выпускать из внимания. Ну и объяснение материала другу, хоть бы и родителям, как закрепление пройденного. Своими словами - лучше всего!
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:51 am (UTC)
Так после списывания или диктанта, кому что нравится, обязательна проверка!!! Это конечно! Мне нравится, как у нас в школе сделано - ребенок при проверке карандашом отмечает все слоги т. п.. Ошибки хорошо находятся:-))))
Алиса Селезневаavichka on May 30th, 2014 10:12 am (UTC)
Современный уровень грамотности как детей, так и их родителей вызывает не то что слезы, а самую настоящую истерику с рыданиями. В том числе я имею в виду и способность людей писать на слух, конспектировать ит.д. Я категорически ЗА ДИКТАНТЫ! Они учат и еще как!!!

Edited at 2014-05-30 10:13 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 10:14 am (UTC)
Так в школе все эти неграмотные диктанты-то пишут:-)))) так что дело тут в другом, видимо:-)