?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 May 2014 @ 10:52 am
О вреде диктантов (личное мнение)  
Начались каникулы, и все чаще в разговорах с мамами слышу планы на лето: будем диктанты писать!
Каждый раз вздрагиваю, слыша это, иногда пытаюсь объяснить свою точку зрения, но мало кто слышит. Диктант - вот что нас пугало в детстве, вот чем мы занимались на уроках... И вот чем мы хотим занять своих детей! А зачем?



Между тем диктант - это не что иное, как всего лишь способ проверки грамотности ученика. НАУЧИТЬ он ничему не может. В диктанте ребенок фиксирует и отображает только то, что удалось ему запомнить в процессе других видов деятельности - чтения, списывания, изучения правил.
Давая писать диктанты ребенку, мы его не обучаем. Более того - именно диктантами фиксируются ошибки, ребенок привыкает писать слова не правильно, а так, как он себе их представляет.
Особенно тяжело в первых классах. К концу первого года обучения ребенок знает буквально пару десятков словарных слов и только начинает пользоваться правилами, только учится применять проверочные слова. На этом этапе важно зафиксировать в памяти как можно больше образов слов - правильных образов! - и этому помогают чтение и списывание.
Именно чтение (как можно больше) и списывание (с проговариванием всех звуков и знаков препинания) помогает формировать грамотность.
Кстати, упражнения, в которых надо вставлять пропущенные буквы, для первоклашек тоже, мне кажется, пока не полезны. Они могут относиться только к четко выученным правилам и словарным словам, да и то - лучше сформировать зрительный образ при списывании, чем просто вписать букву.
И еще одно. Когда ребенок списывает и одновременно проговаривает - работают практически все механизмы памяти. Зрительная - он видит то, что написано; слуховая - он слышит сам себя и сам же говорит; кроме того, ребенок пишет, двигает рукой - и тоже фиксирует написание слова. Именно одновременная работа стольких систем способствует запоминанию и формированию "грамотности без правил", когда ребенок держит в голове не правила, а образы слов.
Это важно, потому что правила изучают медленно, а писать грамотно надо начинать как можно раньше.

Да, и обращаю ваше внимание, что я не педагог, а только мама. Не стоит воспринимать мои слова как руководство к действию, я пишу это текст лишь для того, чтобы кто-то задумался и попробовал отбросить стереотипы. Вдруг поможет?
 
 
 
angelina: city_girliron_camomile on May 30th, 2014 07:00 am (UTC)
Я вот читаю ваш пост и думаю, что списывание с проговариванием может помочь мне с английским :). Спасибо за идею.
s0undkeepers0undkeeper on May 30th, 2014 07:53 am (UTC)
Да! А если Вы аудиал, то еще учебник "в уши" помогает. Есть такие комбинированные программы, где Вы слушаете, потом слушаете и читаете одновременно, а потом записываете.
(no subject) - azatori on May 30th, 2014 01:48 pm (UTC) (Expand)
Natalya  AlexeevaNatalya Alexeeva on May 30th, 2014 07:00 am (UTC)
Ира, соглашусь!!!
И фотография очень, очень хорошая!
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 12:32 pm (UTC)
спасибо:-))) она очень летняя каникульная:-))) потому и выбрала именно ее:-)
iressairessa on May 30th, 2014 07:02 am (UTC)
Диктант - это очень полезная штука. Как учитель говорю. А списывание - это и есть разновидность диктанта. Обучающих диктантов очень много. И словарный, и выборочный, и распределительный. В общем, ну буду перечислят все. Писать диктанты - надо. Иначе к сентябрю дети вообще разучаются писать быстро, грамотно, соображать, оценивать то, что они пишут. Сентябрь - это ад. Особенно в классах, где дети летом не занимались.
naranja_naranjanaranja_naranja on May 30th, 2014 07:45 am (UTC)
А почему нельзя писать письма гномам, переписываться с родителями о планах на день, писать смешные истории по очереди по предложению, дописывать альтернативные концы книг и так далее и тому подобное? Почему нельзя играть в виселицу и переставление букв в словах и собери как можно слов из заданных букв и т.п.? Почему непременно нудные диктанты? Я вот как учитель английского - а в целом изучение любого языка идет по схожим принципам, только английский сложнее дается поскольку не родной - искренне не понимаю, почему не использовать формы обучения, интересные детям - ведь их столько придумано, выбирай любые. и уж на грамотность разных игр и занятий увлекательных придумано вообще миллион, написаны сотни книг про это. Неужели ж надо непременно делать обучение языку нудным и сложным?

Edited at 2014-05-30 07:46 am (UTC)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 08:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 08:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 08:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - astracat on May 30th, 2014 08:49 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - astracat on May 30th, 2014 09:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lenorronel on August 2nd, 2014 09:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on August 3rd, 2014 05:18 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lenorronel on August 3rd, 2014 08:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on August 4th, 2014 02:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - manona on August 25th, 2014 10:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:20 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:42 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 11:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 11:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 01:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - zzachekay on March 13th, 2016 11:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 09:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iressa on May 30th, 2014 10:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 11:16 am (UTC) (Expand)
(no subject) - elfi_art on May 30th, 2014 12:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - myrain on May 30th, 2014 06:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - elka78 on May 30th, 2014 06:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 07:44 pm (UTC) (Expand)
happy_pelmenthappy_pelment on May 30th, 2014 07:15 am (UTC)
Я и после школы несколько раз писала диктанты с молодым человеком. Ради закрепления, повторения. А то в вузе никаких уроков русского - сочинение вступительное написал и свободен. И теперь была бы не против написать что-то. Ведь надо иногда вспоминать, как пишутся слова, как расставляются знаки препинания. И в школе я любила диктанты ^_^.
Я не думаю, что диктант - такая уж страшная вещь. Но в младшей школе, да еще и на каникулах - ребенку такая затея по душе не придется точно :)
sam_thoughtssam_thoughts on May 30th, 2014 08:09 am (UTC)
Простите, что встреваю, но хочу спросить/предложить: Вы знаете о Тотальном диктанте? Он как раз и создан для всех, кто хочет вспомнить правила и прочувствовать атмосферу=)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 08:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 09:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - happy_pelment on May 30th, 2014 09:57 am (UTC) (Expand)
mimafimimafi on May 30th, 2014 07:16 am (UTC)
Хотя вы и не претендуете на истину, но все обстоит именно так. Подпись: мама и педагог-дефектолог.
Хомячинаannkyr on May 30th, 2014 07:17 am (UTC)
Блин, для меня в школе диктанты были просто адом. Признаться я все таки неграмотная, но у меня это вражденное, я с цыфрами дружу а буквами ен очень!
Осколки неслучившейся судьбыevil_mimi on May 30th, 2014 07:19 am (UTC)
Тяжело, когда нет врожденной грамотности :)
Юлияjulia_bcn on May 30th, 2014 07:32 am (UTC)
как это? :)


(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 07:48 am (UTC) (Expand)
абсолютно согласен - ktibr0 on May 30th, 2014 08:24 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - naranja_naranja on May 30th, 2014 10:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - manona on August 25th, 2014 10:14 am (UTC) (Expand)
как это? :) - evil_mimi on May 30th, 2014 07:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inkittenus on May 30th, 2014 10:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 09:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:06 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:11 am (UTC) (Expand)
(no subject) - evil_mimi on May 30th, 2014 10:16 am (UTC) (Expand)
Барышня-крестьянкаlubimay_toboy on May 30th, 2014 07:21 am (UTC)
а диктант не предусмотрен чему-то учить, диктант - это проверка того, что до этого учили, проверка того, правильно ли понял ребенок правило, именно понял и применил, а не тупо заучил. Насколько быстро его мозг может обрабатывать поступающую информацию, усваивать, перерабатывать и выдавать результат.
Я, правда в прошлом, преподаватель математики)))
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:37 am (UTC)
Я вроде это и написала:-))))
Просто многие и не знают, что он не для обучения, а для проверки.
Иринаpir4ik59 on May 30th, 2014 07:30 am (UTC)
В свое время, когда сын учился в младших класс, знакомая - учитель рус. яз. посоветовала именно переписывать тексты.
Софья: Основнойchucha007 on May 30th, 2014 07:31 am (UTC)
Ненавижу идею заставлять детей летом заниматься
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:39 am (UTC)
У всех разные дети и разные способы занятий. Кто-то сам читает запоем, а кого-то надо уговаривать. Кто-то все помнит сразу, а у других через 5минут из головы все вылетает. И что делать?
Harahorharahor on May 30th, 2014 07:36 am (UTC)
Полностью с Вами согласна, Ира! Нам советовал учитель, и это очень помогло. Выбирали тексты с описанием природы, например Бианки. И достаточно списывать по два предложения в день, но самое главное, это регулярность. Каждый день, включая выходные. Супер способ!
angryredcatangryredcat on May 30th, 2014 07:46 am (UTC)
Как потомственный педагог подтверждаю - грамотность диктантами не наработаешь. Диктант - это метод контроля. И насчет врожденной грамотности. Все дети (и я сама), про которых говорили "о, у них врожденная грамотность" просто много читали с очень ранних лет, еще до школы. Сами. Глазками))
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:41 am (UTC)
Да, про чтение согласна. Но и списывание формирует грамотность. Видимо, все не так просто. Знаю девочку, которая читала все что можно с 5 лет, но грамотности нет.
(no subject) - angryredcat on May 30th, 2014 10:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - barischa on May 30th, 2014 06:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 07:46 pm (UTC) (Expand)
s0undkeepers0undkeeper on May 30th, 2014 07:52 am (UTC)
Целиком и полностью согласна! Это самые разумные доводы, которые мне приходилось слышать. И хватит уже терроризировать детей всякой фигней, образование в России и без того слишком формальное и негуманное. PS Я "краснодипломированный" филолог, в школе была отличницей, но русский давался не благодаря хорошему преподаванию, а благодаря моим природным особенностям, активному чтению множества интересных мне книг и вопреки школьным методам.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:42 am (UTC)
Ну в школе у нас как раз никто не терроризирует, может, от программы зависит:-)))) а вот родители иной раз негуманности добавляют:-)))
(no subject) - s0undkeeper on May 30th, 2014 09:44 am (UTC) (Expand)
svmtsvmt on May 30th, 2014 07:58 am (UTC)
я как мама и как педагог говорю Вам- Вы не правы, насчет диктантов. И правы насчет чтения и списывания. Вот все это , комплексно, и помогает.
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:43 am (UTC)
Чем диктанты полезны для перво и второклашек? Просто ваши аргументы интересны:-))
(no subject) - ashy_blondy on May 30th, 2014 02:19 pm (UTC) (Expand)
hemdahemda on May 30th, 2014 08:05 am (UTC)
Читать! Книжки читать - лучший рецепт грамотности. И читать вслух, чтобы как "слышится так и пишется" не стало кошмаром наяву.
Диктанты... диктанты надо подбирать по возрасту, чтобы были нормальные слова а тексте. Диктанты тренируют мозги, заставляя думать как же написать слов.

У меня когда-то был смешной затык, я не знала как писать матерки, хотя очень хотелось. Нашла словарь, разобралась :)
Чадейкаchadeyka on May 30th, 2014 09:45 am (UTC)
Как может ребенок думать над написанием слов, если не знает правил и способов проверки? По возрасту диктанты слишком простые, десяток словарных слов - и что толку?
(no subject) - hemda on May 30th, 2014 10:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 10:12 am (UTC) (Expand)
(no subject) - hemda on May 30th, 2014 11:18 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on May 30th, 2014 11:37 am (UTC) (Expand)