?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 January 2011 @ 10:53 am
Пропорция и приведение к единице  
Время от времени я получаю вопросы типа: что делать, если форма не 23, а 28см, как пересчитать кол-во продуктов? Или: у меня осталось не 5 белков, а 4 - как пересчитать пропорцию?

Напишу уже здесь объяснения, хотя в принципе это объясняют учителя в школе, классе в пятом. Но вдруг вы забыли? Бывает.

Итак, как пересчитать количество продуктов для другого размера формы?
Здесь главную роль игрет ОБЪЕМ продукта, в нашем случае это тесто. Предположим, я пеку в форме 23см, и корж получается высотой 5 см. Просто сравним объем двух форм. Даже объем сравнивать не обязательно, если мы хотим получить корж такой же высоты. Нам надо сравнить площади.



Таким образом, количество теста будет отличаться в полтора раза. Соответственно, и количество ингредиентов будет отличаться в полтора раза - вместо 6 яиц для Праги, например, надо будет взять 9, а вместо 150г сахара - 225г.
Аналогично пересчитывается пропорция, если у вас форма не круглая, а квадратная.



Отсюда соотношение пропорций круглых и квадратных форм:
круглая 20см заменяется квадратной 18см,
круглая 23см заменяется квадратной 20см,
круглая 28см заменяется квадратной 25см,
и так далее...

Также расскажу про приведение к единице. Это уже не пятый класс, а третий. Я очень часто и сама даю такие пропорции, для удобства подсчета.
Например, для пирога из 4-х яиц надо 180г муки, 120г сахара и 80г масла. А сколько продуктов надо для пирога из трех яиц?
Для этого надо подсчитать, сколько приходится продуктов на 1 яйцо (то есть все поделить на 4), а потом умножить на 3 или, к примеру, на 5, если у вас 5 яиц.
Таким образом, на 1 яйцо в таком тесте надо 45г муки, 30г сахара, 20г масла.
Тогда на 3 яйца - 135г муки, 90г сахара и 60г масла.
А на пять - 225г муки, 150г сахара, 100г масла.

Совсем не обязательно брать яйца за точку отсчета (хотя это самое удобное). Если у вас только 120г муки, можно рассчитать исходя из этого, просто составив пропорцию.
Для этого посмотрим, во сколько раз отличаются количества муки в рецепте и в банке. 120:180=0, 67. Значит, теперь, умножая цифры из рецепта на 0,67 получим нужное количество продуктов.
При 120г муки нам потребуется 80г сахара, ~55г масла и 2,8 яйца (а это уж как хотите отмеряйте).

Надеюсь, те, кто до сих пор не знал, как это делается, вспомнят школьную программу и смогут сами справиться, без меня.
Ну а те, кто это знает, лишний раз порадуются за себя.
 
 
 
kriptakripta on January 14th, 2011 08:50 am (UTC)
о боже! лучше я буду готовить на глазок!
Djekamiss_djeka on January 14th, 2011 08:53 am (UTC)
Ну и ну!
Прикладная математика!!! )
irina_simakirina_simak on January 14th, 2011 09:13 am (UTC)
У Вас, наверное, дети в начальной школе, Вам легко)))
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 09:57 am (UTC)
да, но с ребенком это не связано, что легко - так это найти листок бумаги в клеточку:-)))
tanka_bytanka_by on January 14th, 2011 09:19 am (UTC)
Класс!!!!
У меня тоже часто возникают такие вопросы, но тааааааааааааак лень считать...вы прям палочка-выручалочка:))
(Anonymous) on January 14th, 2011 09:20 am (UTC)
:)
Не люблю считать сама. Так что очень довольна, что как-то на кукинге нашла подобное про перерасчёт продуктов на разные формы, разных размеров. Там проще -забил в таблицу и вуаля - получил результат :)
Versusforget_me_yes on January 14th, 2011 09:26 am (UTC)
а поделитесь ссылкой, плз! )
Тараторкина: Элисratorkina on January 14th, 2011 09:23 am (UTC)
у меня как раз форма 26 см против 23. и я на НГ пекла Прагу по Вашему рецепту. но так как по математике в школе была тройка, то пекла строго по рецепту. получился пониже.
спасибо большое за формулы!
и отдельное спасибо за рецепты, книги и вдохновение!!!
Versusforget_me_yes on January 14th, 2011 09:26 am (UTC)
)) спасибо! третий класс я помню и знаниями в кондитерстве пользуюсь, а вот пятый класс с расчетом площадей и корней меня как-то смущает очень. приятно смотреть на листки в клеточку, а написанное на них вызывает трепет двоечника перед контрольной..
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 09:58 am (UTC)
да, специально листочки в клеточку выбрала, чтобы тут все трепетали:-)))))))
Versusforget_me_yes on January 14th, 2011 09:34 am (UTC)
ой *вспомнив свои некоторые формы* а площадь эллипсоида по какой формуле вычислять?? это материал не средней школы, кажется..
So close, no matter how farlilie on January 14th, 2011 09:48 am (UTC)
Окружность - частный случай эллипса. S=3,14*а*b, где а и b - соответственно оси. Объем=S*c, где с - высота формы.
(no subject) - lilie on January 14th, 2011 09:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - forget_me_yes on January 14th, 2011 11:36 am (UTC) (Expand)
So close, no matter how far: с точки зрения банальной эрудицииlilie on January 14th, 2011 09:45 am (UTC)
Всегда так считала, и меня, признаться, огорчает, что для большинства это открытие. И абсолютно печально, что вспомнить две простейшие формулы, судя по оживлению в комментариях, такая проблема.
Но, как бы то ни было, ваш пост людям пригодится :)
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 09:59 am (UTC)
не огорчайтесь:-))) это не главное в жизни:-)
а учитывая кол-во читателей, о большинстве говорить не стоит:-)
(no subject) - lilie on January 14th, 2011 10:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 14th, 2011 12:32 pm (UTC) (Expand)
Lakomkanetta2205 on January 14th, 2011 10:39 am (UTC)
Ирина, здорово! Спасибо большое! Вчера пекла Бретонский яблочный пирог по Вашему рецепту и была та же проблема. Ни одной формы в 23 см (редкость почему-то здесь, видела как-то пару раз 22 см, но что-то она стоила черезчур дорого и пожлобничала) и собиралась пересчитывать для 26 см,т.к. еще к тому же оставалось соленое масло,но запуталась и оставила эту затею. Испекла в форме размером в 20 см. Получился ,наверное чуть толще,но вкус отменный,дочке нравится.

Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:33 pm (UTC)
для такого плана пирогов диаметр вообще не слишком важен. важен для высоких типа бисквитов или высоких кексов. а +-1см вообще ерунда.
(no subject) - troffimka on January 15th, 2011 10:08 pm (UTC) (Expand)
Дима: поварtrablin on January 14th, 2011 10:47 am (UTC)
Поздравляю вас, Ирина, с отличнейшим чувством юмора! :)
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:33 pm (UTC)
вам смешно, а у других пироги не получаются!
(no subject) - trablin on January 14th, 2011 04:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 14th, 2011 04:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - trablin on January 17th, 2011 03:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 18th, 2011 06:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - trablin on January 19th, 2011 03:49 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 19th, 2011 06:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - trablin on January 19th, 2011 07:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 19th, 2011 07:07 am (UTC) (Expand)
(no subject) - trablin on January 19th, 2011 07:15 am (UTC) (Expand)
Типичное не тоetoile_verte on January 14th, 2011 11:02 am (UTC)
Спасибо, порадовали :)
Я частенько беру свой ресурс узкого места и привожу к нему весь рецепт.
Пока что самый сложный вопрос — как измерить объём силиконовой формы. Она фигурная и дно не плоское, если полностью залить водой — проседает.
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:34 pm (UTC)
заполнить чем-то мелким и легким типа пенопластовых шариков. а потом измерить объем этих шариков мерным стаканом.
(no subject) - etoile_verte on January 14th, 2011 12:50 pm (UTC) (Expand)
elladkin on January 14th, 2011 11:15 am (UTC)
Ира, ты меня каждый раз удивляешь:))))
Умница ты!
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:34 pm (UTC)
да нет, надоело просто каждый раз объяснять:-)
Наталья Кундрюковаkundryukova on January 14th, 2011 11:19 am (UTC)
После этого я влюбилась в вас окончательно!
Даже в страшном сне не могу представить, чтобы я проделала что-то подобное с вычислениями
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:35 pm (UTC)
а я люблю такое:-)
(no subject) - kundryukova on January 14th, 2011 12:44 pm (UTC) (Expand)
belonogovalexey on January 14th, 2011 11:51 am (UTC)
> Даже объем сравнивать не обязательно, если мы хотим получить корж такой же высоты. Нам надо сравнить площади.

На самом деле всё еще проще. Если есть две формы одинаковой формы, то площади форм соотносятся как квадраты их размеров. То есть, чтобы получить коэффициент для пересчета, нужно размер новой формы (диаметр для круглой, длину стороны для квадратной) разделить на размер исходной формы и возвести результат в квадрат. А если нужно, чтобы объем изменился пропорционально, то в куб.
Чадейкаchadeyka on January 14th, 2011 12:37 pm (UTC)
если и проще, то ненамного:-)
почему в куб?
(no subject) - belonogovalexey on January 14th, 2011 12:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on January 14th, 2011 12:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - belonogovalexey on January 14th, 2011 12:54 pm (UTC) (Expand)