?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 March 2014 @ 11:15 am
Учебники для всех  
Все родители школьников, наверное, уже слышали о возмутительной ситуации с отказом включить в федеральный перечень несколько самых распространенных комплектов учебников, причем по совершенно формальным причинам. В случае с математикой Петерсон - этот безграмотный отзыв о недостаточной "патриотичности" учебника, в других - якобы с опозданием поданные или неправильно оформленные документы.
Лично у меня нет никаких сомнений - идет передел рынка издательств, ведь на учебниках, которые входят в федеральный перечень, можно заработать огромные деньги. А дети - они никого не волнуют уже давно.

А на самом деле все непопавшие в перечень учебники начальной школы - математика Петерсон, Гейдмана и все учебники системы Занкова - золотой фонд нашего начального образования. Они не идеальны, в них могут быть ошибки и недочеты, но это не столь важно. Потому что они не только учат детей - они учат учителей. Только неравнодушные, активные, энергичные учителя, которые пришли в образование именно по той причине, что хотят учить детей - выбирают эти учебники. Чтобы учить по ним - нужно и самому все время совершенствоваться, думать, расти.
Именно потому дети, учившиеся в начальной школе по этим учебникам, любят и хотят учиться. Потому что им преподавали замечательные учителя. Все неудачи и отрицательные отзывы связаны обычно с тем, что учебник учитель выбрал "просто так, потому что модно", а учить-то по нему и не умеет.
Говорят, что по этим учебникам можно будет продолжать обучение - но в большинстве случаев это не рекомендуется, и школы переходят на что-то обычное...

Образование должно быть разным! И учителя должны иметь право выбирать, как учить детей, а родители - к какому учителю и на какую программу отдать ребенка.
Но зачем это нам? Еще Фурсенко говорил, что думающие дети нам не нужны - нужны квалифицированные потребители.
Если вы смогли прочитать то, что я написала - поддержите, пожалуйста, петиции в защиту учебников Занкова и Петерсон.

P.S. Естественно, я прошу подписать тех, кто со мной согласен, мне кажется, это само собой разумеется. А также прошу задуматься над тем, что учебники могут вам лично нравиться или нет - но это не повод их не издавать.
 
 
 
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 08:53 am (UTC)
конкретно в нем мне нравится то, что он дает право выбора. в нем нет однозначности - там может быть несколько решений, или ни одного. там ребенка учат реально размышлять - искать аналогии, соответствия, и делать выводы. там есть одинаковые по смыслу, но по-разному сформулированные задачи.
ну а теперь напишите, пожалуйста, ваши к нему претензии. может, я тоже что-то упускаю?:-))

я не предлагаю бороться за достоинства учебника. я хочу, чтобы каждый имел право выбора.
Жизнеописание - curriculum vitæmyworld on March 21st, 2014 08:56 am (UTC)
+100
главное достоинство - что он учит ДУМАТЬ

и еще +100 за право выбора

Edited at 2014-03-21 08:56 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 09:01 am (UTC)
именно - думать. Таня, спасибо за поддержку:-))))
самое обидное, что пост вообще не об этом - ну да ладно:-)
seredanseredan on March 21st, 2014 09:03 am (UTC)
Я вижу недостатки именно в том, что вы считаете достоинствами, просто называю это иначе. Потому что неоднозначность учебника не может быть плюсом, если учитель требует однозначного ответа.Да и тесты не допускают вариантов, надо ответить однозначно. А сейчас тестов не избежать, увы... Формулировки - вообще отдельная история. Там часто задание сформулировано так, что нужно еще сильно напрячься, чтобы понять, а что же именно от тебя хотят. Ну и так далее...
Этот учебник безумно далек от реальности. Хотя, допускаю, что был бы неплох для общего развития при условии, что преподавать будет талантливый педагог.
Ваша точка зрения мне понятна. Про право выбора я тоже согласна. Я против навязывания этих учебников всем подряд.
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 10:48 am (UTC)
Так вот по этим задачам учитель и не должен требовать однозначного ответа! наоборот, должен помочь найти еще варианты решения! в этом и проблема - в учителе, а не в учебнике.

не важно, какой предмет ребенок учит, математику, русский - они все учатся не для того, чтобы вы потом в 20 лет умели разобрать слово по составу, провести звуковой анализ или решить квадратное уравнение. большое количество знаний и умений нам не пригодятся в реальной жизни. основная задача, которая решается в школе - научить думать, рассуждать, искать ответы, но и правильно ставить вопросы.
поэтому для меня важно, чтобы детей не "натаскивали" на решение тестов, а прививали умение мыслить. (петерсон это умение развивает и прививает, но речь не о том.) а сколько он пятерок за тесты получит - не так уж важно.
seredanseredan on March 21st, 2014 11:20 am (UTC)
Вот с этого момента и расходятся ожидания с реальностью. Глобально я с Вами согласна. А практически в итоге все равно тесты не обойти. И чувствительные дети каждый неидеальный тест воспринимают как провал. В итоге вместо знания появляется угадывание.
В старой советской системе ( как я помню по собственному опыту) всегда давалась база. Базу понял и запомнил - молодец! Хочешь рассмотреть подробнее - пожалуйста. А в учебнике Гейдмана сразу даются задачи типа олимпиадных, когда надо решать не по базовой схеме, а творчески. Плохи ли они? Нет, конечно! Но не для того, чтобы по ним изучать основы, не для того, чтобы их давать на контрольных, а для конкурсов, олимпиад, факультативов. Я сама в детстве обожала такие задачи. Но решала их либо дома по собственному желанию ( взял сборник в библиотеке и вперед!), либо на одимпиадах. А там и время не ограничено ( в отличие от контрольных) и за нерешение такой задачи нет никаких снижений оценок. Решил - супер!, не решил - подумай еще. Так формируется и здоровая психика, и желание учиться.
А так, как сейчас в школе: раз не видишь решения, два не видишь, на контрольной - тоже не можешь решить пятое задание ( оно обычно творческого типа), в результате чувствуешь себя тупицей, хотя и понял изучаемую тему. Конечно. поддержка родителей много значит, но и она не всесильна. Вот и вопрос - а зачем все это?!
Я раньше тоже говорила, что главное - умение мыслить, а оценки не важны. Сейчас считаю иначе: важнее всего, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, а для этого ему необходимы внешние подкрепления в виде оценок, а не только слова родителей. Мы поменяли школу, все встало на свои места. А бывший класс моей дочери так и считается тупицами ( их учителя так называют, это не мое выражение), при том, что дети абсолютно нормальные. Кто теперь исправит вред, нанесенный их психике? Как им обрести уверенность в себе? А ведь многие из них имеют математические способности, но теперь ни за что в это не поверят!

Edited at 2014-03-21 11:23 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 11:24 am (UTC)
я вам только одно могу написать - школа, где _учителя_ называют детей тупицами не научат их ни по какому учебнику. и ничего не привьют. просто ужас.
seredanseredan on March 21st, 2014 11:34 am (UTC)
Да,согласна. Но это опять большая тема - выбор школы. Мы же не можем отдельно выбирать учителя по каждому предмету, верно? В той школе была прекрасная учительница по английскому, просто замечательная - по физкультуре. Кроме того, ребенок общается не только с учителями, но и одноклассниками, поэтому менять школу - непросто.

Я о другом хотела сказать. Ненависть к учебнику, с которой вы столкнулись здесь в комментариях, связана прежде всего именно с эмоциями детей. Учебник имеет свои особенности ( вы их считаете достоинствами, я - недостатками, но не в этом дело), преподавать по нему стандартно и везде невозможно. Большинство учителей к нему не готовы. А страдают в результате дети, особенно чувствительные. Родители хотят помочь им и не могут, потому что сами не могут разобраться. В школе учителя во всем обвиняют учебник ( это в лучшем случае), так какие чувства будут испытывать родители?
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 11:49 am (UTC)
я знаю, как тяжело менять школу.

и понимаю чувства родителей, которые не имеют выбора и вынуждены каждый день мучить ребенка. но мне очень обидно за учебник, достоинства которого превратили в его недостатки.
seredanseredan on March 21st, 2014 12:04 pm (UTC)
Вот для этого и нужна свобода выбора, причем реальная , а не формальная. Я Вас услышала и поняла. Согласна, учебник имеет право на жизнь. И спасибо Вам! Сегодня в разговоре с Вами мне удалось отделить мнение о самом учебнике от мнения по поводу навязывания этого учебника. А это очень разные вещи!