?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 March 2014 @ 11:15 am
Учебники для всех  
Все родители школьников, наверное, уже слышали о возмутительной ситуации с отказом включить в федеральный перечень несколько самых распространенных комплектов учебников, причем по совершенно формальным причинам. В случае с математикой Петерсон - этот безграмотный отзыв о недостаточной "патриотичности" учебника, в других - якобы с опозданием поданные или неправильно оформленные документы.
Лично у меня нет никаких сомнений - идет передел рынка издательств, ведь на учебниках, которые входят в федеральный перечень, можно заработать огромные деньги. А дети - они никого не волнуют уже давно.

А на самом деле все непопавшие в перечень учебники начальной школы - математика Петерсон, Гейдмана и все учебники системы Занкова - золотой фонд нашего начального образования. Они не идеальны, в них могут быть ошибки и недочеты, но это не столь важно. Потому что они не только учат детей - они учат учителей. Только неравнодушные, активные, энергичные учителя, которые пришли в образование именно по той причине, что хотят учить детей - выбирают эти учебники. Чтобы учить по ним - нужно и самому все время совершенствоваться, думать, расти.
Именно потому дети, учившиеся в начальной школе по этим учебникам, любят и хотят учиться. Потому что им преподавали замечательные учителя. Все неудачи и отрицательные отзывы связаны обычно с тем, что учебник учитель выбрал "просто так, потому что модно", а учить-то по нему и не умеет.
Говорят, что по этим учебникам можно будет продолжать обучение - но в большинстве случаев это не рекомендуется, и школы переходят на что-то обычное...

Образование должно быть разным! И учителя должны иметь право выбирать, как учить детей, а родители - к какому учителю и на какую программу отдать ребенка.
Но зачем это нам? Еще Фурсенко говорил, что думающие дети нам не нужны - нужны квалифицированные потребители.
Если вы смогли прочитать то, что я написала - поддержите, пожалуйста, петиции в защиту учебников Занкова и Петерсон.

P.S. Естественно, я прошу подписать тех, кто со мной согласен, мне кажется, это само собой разумеется. А также прошу задуматься над тем, что учебники могут вам лично нравиться или нет - но это не повод их не издавать.
 
 
 
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 10:48 am (UTC)
Так вот по этим задачам учитель и не должен требовать однозначного ответа! наоборот, должен помочь найти еще варианты решения! в этом и проблема - в учителе, а не в учебнике.

не важно, какой предмет ребенок учит, математику, русский - они все учатся не для того, чтобы вы потом в 20 лет умели разобрать слово по составу, провести звуковой анализ или решить квадратное уравнение. большое количество знаний и умений нам не пригодятся в реальной жизни. основная задача, которая решается в школе - научить думать, рассуждать, искать ответы, но и правильно ставить вопросы.
поэтому для меня важно, чтобы детей не "натаскивали" на решение тестов, а прививали умение мыслить. (петерсон это умение развивает и прививает, но речь не о том.) а сколько он пятерок за тесты получит - не так уж важно.
seredanseredan on March 21st, 2014 11:20 am (UTC)
Вот с этого момента и расходятся ожидания с реальностью. Глобально я с Вами согласна. А практически в итоге все равно тесты не обойти. И чувствительные дети каждый неидеальный тест воспринимают как провал. В итоге вместо знания появляется угадывание.
В старой советской системе ( как я помню по собственному опыту) всегда давалась база. Базу понял и запомнил - молодец! Хочешь рассмотреть подробнее - пожалуйста. А в учебнике Гейдмана сразу даются задачи типа олимпиадных, когда надо решать не по базовой схеме, а творчески. Плохи ли они? Нет, конечно! Но не для того, чтобы по ним изучать основы, не для того, чтобы их давать на контрольных, а для конкурсов, олимпиад, факультативов. Я сама в детстве обожала такие задачи. Но решала их либо дома по собственному желанию ( взял сборник в библиотеке и вперед!), либо на одимпиадах. А там и время не ограничено ( в отличие от контрольных) и за нерешение такой задачи нет никаких снижений оценок. Решил - супер!, не решил - подумай еще. Так формируется и здоровая психика, и желание учиться.
А так, как сейчас в школе: раз не видишь решения, два не видишь, на контрольной - тоже не можешь решить пятое задание ( оно обычно творческого типа), в результате чувствуешь себя тупицей, хотя и понял изучаемую тему. Конечно. поддержка родителей много значит, но и она не всесильна. Вот и вопрос - а зачем все это?!
Я раньше тоже говорила, что главное - умение мыслить, а оценки не важны. Сейчас считаю иначе: важнее всего, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, а для этого ему необходимы внешние подкрепления в виде оценок, а не только слова родителей. Мы поменяли школу, все встало на свои места. А бывший класс моей дочери так и считается тупицами ( их учителя так называют, это не мое выражение), при том, что дети абсолютно нормальные. Кто теперь исправит вред, нанесенный их психике? Как им обрести уверенность в себе? А ведь многие из них имеют математические способности, но теперь ни за что в это не поверят!

Edited at 2014-03-21 11:23 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 11:24 am (UTC)
я вам только одно могу написать - школа, где _учителя_ называют детей тупицами не научат их ни по какому учебнику. и ничего не привьют. просто ужас.
seredanseredan on March 21st, 2014 11:34 am (UTC)
Да,согласна. Но это опять большая тема - выбор школы. Мы же не можем отдельно выбирать учителя по каждому предмету, верно? В той школе была прекрасная учительница по английскому, просто замечательная - по физкультуре. Кроме того, ребенок общается не только с учителями, но и одноклассниками, поэтому менять школу - непросто.

Я о другом хотела сказать. Ненависть к учебнику, с которой вы столкнулись здесь в комментариях, связана прежде всего именно с эмоциями детей. Учебник имеет свои особенности ( вы их считаете достоинствами, я - недостатками, но не в этом дело), преподавать по нему стандартно и везде невозможно. Большинство учителей к нему не готовы. А страдают в результате дети, особенно чувствительные. Родители хотят помочь им и не могут, потому что сами не могут разобраться. В школе учителя во всем обвиняют учебник ( это в лучшем случае), так какие чувства будут испытывать родители?
Чадейкаchadeyka on March 21st, 2014 11:49 am (UTC)
я знаю, как тяжело менять школу.

и понимаю чувства родителей, которые не имеют выбора и вынуждены каждый день мучить ребенка. но мне очень обидно за учебник, достоинства которого превратили в его недостатки.
seredanseredan on March 21st, 2014 12:04 pm (UTC)
Вот для этого и нужна свобода выбора, причем реальная , а не формальная. Я Вас услышала и поняла. Согласна, учебник имеет право на жизнь. И спасибо Вам! Сегодня в разговоре с Вами мне удалось отделить мнение о самом учебнике от мнения по поводу навязывания этого учебника. А это очень разные вещи!