Чадейка (chadeyka) wrote,
Чадейка
chadeyka

Categories:

О вреде диктантов (личное мнение)

Начались каникулы, и все чаще в разговорах с мамами слышу планы на лето: будем диктанты писать!
Каждый раз вздрагиваю, слыша это, иногда пытаюсь объяснить свою точку зрения, но мало кто слышит. Диктант - вот что нас пугало в детстве, вот чем мы занимались на уроках... И вот чем мы хотим занять своих детей! А зачем?



Между тем диктант - это не что иное, как всего лишь способ проверки грамотности ученика. НАУЧИТЬ он ничему не может. В диктанте ребенок фиксирует и отображает только то, что удалось ему запомнить в процессе других видов деятельности - чтения, списывания, изучения правил.
Давая писать диктанты ребенку, мы его не обучаем. Более того - именно диктантами фиксируются ошибки, ребенок привыкает писать слова не правильно, а так, как он себе их представляет.
Особенно тяжело в первых классах. К концу первого года обучения ребенок знает буквально пару десятков словарных слов и только начинает пользоваться правилами, только учится применять проверочные слова. На этом этапе важно зафиксировать в памяти как можно больше образов слов - правильных образов! - и этому помогают чтение и списывание.
Именно чтение (как можно больше) и списывание (с проговариванием всех звуков и знаков препинания) помогает формировать грамотность.
Кстати, упражнения, в которых надо вставлять пропущенные буквы, для первоклашек тоже, мне кажется, пока не полезны. Они могут относиться только к четко выученным правилам и словарным словам, да и то - лучше сформировать зрительный образ при списывании, чем просто вписать букву.
И еще одно. Когда ребенок списывает и одновременно проговаривает - работают практически все механизмы памяти. Зрительная - он видит то, что написано; слуховая - он слышит сам себя и сам же говорит; кроме того, ребенок пишет, двигает рукой - и тоже фиксирует написание слова. Именно одновременная работа стольких систем способствует запоминанию и формированию "грамотности без правил", когда ребенок держит в голове не правила, а образы слов.
Это важно, потому что правила изучают медленно, а писать грамотно надо начинать как можно раньше.

Да, и обращаю ваше внимание, что я не педагог, а только мама. Не стоит воспринимать мои слова как руководство к действию, я пишу это текст лишь для того, чтобы кто-то задумался и попробовал отбросить стереотипы. Вдруг поможет?
Tags: дети, некулинарное, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кулинарная география. Итог

    Здесь размещу фото всех блюд, что мы приготовили. Просто для масштаба, потому что получилось очень много и очень красиво. Самой не верится!…

  • Кулинарная география. Азия.

    Мне не верилось, что мы сможем, но мы смогли! Закончили. С большими паузами, но все же получилось! Месяц назад нам оставалось приготовить блюда…

  • Палисадник в начале августа

    А в палисаднике все как обычно, только кореопсис хорошо расцвел. Он мне ужасно нравится! С него и начнем. А на решетке…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Кулинарная география. Итог

    Здесь размещу фото всех блюд, что мы приготовили. Просто для масштаба, потому что получилось очень много и очень красиво. Самой не верится!…

  • Кулинарная география. Азия.

    Мне не верилось, что мы сможем, но мы смогли! Закончили. С большими паузами, но все же получилось! Месяц назад нам оставалось приготовить блюда…

  • Палисадник в начале августа

    А в палисаднике все как обычно, только кореопсис хорошо расцвел. Он мне ужасно нравится! С него и начнем. А на решетке…