?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2015 @ 09:30 am
Про образование  
Последние лет десять все кому не лень сравнивают образование в СССР и сегодняшней России. Ну и понятно, в чью пользу.
Ах, раньше все читали! Сочинения писали! Все были грамотными, математику учили и вообще. А сейчас? Посмотрите, дети не читают, ЕГЭ сдают ужасно, элементарнейших вещей не знают, а уж как безграмотно пишут!

Так вот, я с этим совершенно не согласна.

Все началось полвека назад, когда в 50-60-е начался бум "настоящих" профессий и высшего образования. Инженеры, физики, химики... А кто не смог - всегда есть прекрасный вариант с небольшим и надежным конкурсом пойти в пед - там можно выбрать любое направление, от математики до рисования, а поступить гораздо проще, чем в профильный вуз. Вот так и выходило, что профессия учителя, для которой желание работать с детьми и любить их просто необходимо, стала просто еще одним способом получить высшее образование. А дети тут вещь второстепеннная... Это, кстати, и сейчас аукается. И будет всегда аукаться. Потому что ситуация не поменялась.
Я и сама знаю несколько замечательных учителей (даже не несколько, а больше чем несколько), и безусловно, были люди, которые шли получать профессию учителя, а не высшее образование. Но понятно, что как в любом другом деле, здесь действует соотношение 20 на 80. А поскольку школ много, найти для всех прекрасных учителей совершенно невозможно.
И более того, уровень сегодняшнего образования и всего остального - это НАШ уровень, 40-летних, тех, кто вырос и учился в советской школе. Видите результаты? Они перед вами. Это те идеальные умные дети учат сейчас наших детей. Вот как их научили - так и они учат.

Наверное, тогда же учеников перестали оставлять на второй год и такое понятие как "неаттестация" исчезло из школы (зачем школу второгодниками позорить?). Самым важным было поставить хотя бы троечку, дотянуть до 8-го класса и дальше все дороги, сами понимаете, открыты. Где все эти люди? Большинство тех, кто учился в средненьких школах до 8-го, а потом шел в ПТУ учиться на слесаря или крановщика? Не сомневаюсь, что большинство из них освоило свою профессию, но написали ли они хоть строчку после школы? И пишут ли что-то здесь, в интернете? Можем ли мы оценить их грамотность? Или способность решить квадратное уравнение? (Да и надо ли?)

Сегодня же любой школьник при желании пишет что угодно и дискутирует где угодно. Поэтому шанс прочитать что-то малограмотное увеличился в разы. Просто в силу того, что интернет теперь у всех. Раньше вне школы и уроков можно было разве что записку написать или письмо из пионерлагеря, а сейчас вся переписка из личной уже становится общественной.

Ну и ЕГЭ приходится сдавать всем в довольно непривычной обстановке. В том плане, что раньше сдавали экзамены своим родным учителям, которые пару (условно говоря сами себе) поставить, конечно, не могли. А теперь они тут только учат, а качество обучения оценивают другие люди. И, наверное, более независимо и справедливо (тут есть о чем поспорить).

И глядя на детей вокруг, я могу только сказать, что все они умные, хорошие, и читают, и думают - и не надо сваливать на них наши недостатки.
Систему образования ругать можно - вдруг она от этого лучше станет? А вот люди останутся прежними. Их еще в детстве воспитали, теперь не переделать.
 
 
 
Татьянаrochevat on March 11th, 2015 06:41 am (UTC)
А я согласна, сама из СССР вышла и о советской системе образования впечатления только хорошие.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 06:53 am (UTC)
я не столько о том, какой была система образования в советское время, сколько о том, что наше настоящее - это как раз результат ее работы.
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 07:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - nastty on March 11th, 2015 08:15 am (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 01:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 09:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - nastty on March 12th, 2015 11:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 12th, 2015 12:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 12th, 2015 05:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 12th, 2015 07:10 pm (UTC) (Expand)
шушпанчикgyrates on March 11th, 2015 06:48 am (UTC)
:)
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 06:51 am (UTC)
Re: :)
именно:-)))
Re: :) - len_a_len on March 11th, 2015 07:12 am (UTC) (Expand)
Re: :) - gyrates on March 11th, 2015 07:40 am (UTC) (Expand)
Re: :) - len_a_len on March 11th, 2015 08:26 am (UTC) (Expand)
Re: :) - gyrates on March 11th, 2015 09:03 am (UTC) (Expand)
Алексей Катковa_katkov on March 11th, 2015 06:52 am (UTC)
И насчет школы СССР так и насчет качества.
А вот насчет шли в пед кто никуда не прошел - может оно и так. Да вот только сбежали эти "случайные" люди из системы образования уже давно - еще в конце 90-х начале нулевых. Зп мизерные были, платили от случая к случаю, тетрадки горами, проверки, комиссии, планы. В школе остаться работать может только энтузиаст. Это по опыту очень близкой родственницы.

Из трех подруг осталась в школе только одна - но там все серьезно, лицей, звания учителя года и пр.. Одна работает в смежной сфере - редактор ТВ, одна вообще сидит на складе сторожем книжки читает. Так что прийти в школу случайно можно. А вот задержаться - вряд ли. Слишком уж работа сложная.
Не зря учителям можно раз в 10 лет брать 1 год отпуска, засчитываемого в стаж.
Алексей Катковa_katkov on March 11th, 2015 06:54 am (UTC)
и конечно надо уходить от того чтоб все идут получать высшее образование. Можешь, не можешь.
В этом смысле к примеру Германия очень интересна. Уже в 11 лет ты попадаешь в гимназию (что-то типа ее) или нет. Если попал - есть шансы получить высшее образование. Если нет - то тебе дают минимум и идешь учиться на рабочие специальности.
То есть работать надо уже с раннего возраста. Что накладывает ответственность, воспитывает характер и уже не надо с пряниками бегать за ребенком чтобы учился.
(no subject) - moringen on March 11th, 2015 07:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - a_katkov on March 11th, 2015 07:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - moringen on March 11th, 2015 07:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - moringen on March 11th, 2015 07:47 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - moringen on March 11th, 2015 07:54 am (UTC) (Expand)
(no subject) - moringen on March 11th, 2015 08:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - inescher on March 11th, 2015 02:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - decollez on March 11th, 2015 09:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - hony_mom on March 17th, 2015 09:37 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 17th, 2015 08:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 06:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - a_katkov on March 11th, 2015 07:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:03 am (UTC) (Expand)
joeck_12joeck_12 on March 11th, 2015 06:55 am (UTC)
согласна. Я была всегда очень читающим ребенком. Но таких читающих было вокруг меня очень-очень мало. Асолютное большинство ничего не читало кроме книг из школьной программы, и то - МАКСИМУМ.
Обычная городская школа областного центра. Годы учебы 1976-1986.

математику все знали? Ну прямо...70% не тянуло школьную программу по математике в полном объеме. Учительница вкладывалась в тех, кому эта математика нужна была в будущем. Остальные получали свои тройки или даже четверки просто прилежанием или списыванием.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 07:01 am (UTC)
недавно прочитала дельное предложение - в 9 классе не давать сложную математику, а на новом уровне повторить (или освоить) все пройденное. гораздо полезнее:-))))
(no subject) - joeck_12 on March 11th, 2015 07:09 am (UTC) (Expand)
swegreswegre on March 11th, 2015 06:55 am (UTC)
простой пример. Моя мама в школе изучала французский. В рамках школьной программы. Это было в 50-х годах. Уже когда я взрослая была, а она на пенсии, она синхронно переводила фильмы на французском и разговаривала с французами свободно. Французский изучала только в школе, по школьной программе. Никаких дополнительных занятий не было, курсов - тем более. После школы она языком не занималась никогда.
Когда я училась - в 70-х, нам так преподавали английский, что никто вообще не понимал, что от него хотят.
Сейчас и подавно.
Это как пример.
шушпанчикgyrates on March 11th, 2015 06:59 am (UTC)
Вы в одной школе учились?
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 07:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - gyrates on March 11th, 2015 07:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - rbelka on March 11th, 2015 07:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 07:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 07:07 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 07:13 am (UTC) (Expand)
(no subject) - a_katkov on March 11th, 2015 07:13 am (UTC) (Expand)
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 07:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - Варя Орлова on March 21st, 2015 01:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - sivkavburkah on March 11th, 2015 08:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - joeck_12 on March 11th, 2015 01:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kaul on March 11th, 2015 08:31 am (UTC) (Expand)
(no subject) - astracat on March 11th, 2015 12:22 pm (UTC) (Expand)
Елена Вареньевнаelen_ibn_jam on March 11th, 2015 06:59 am (UTC)
Про выпускные экзамены/ЕГЭ - все так. Я начинала работать в школе в 89-м. Когда впервые попала в аттестационную школьную комиссию по русскому языку - была в шоке: учителя проверяли работы, вооружившись сперва простыми карандашами, потом ластиками и лезвиями, потом набором синих ручек разных оттенков. И только потом "нужные" ошибки исправлялись красной пастой.
Через какое-то время классы стали закупать ручки одного цвета. Потом пошли в ход ручки с растворителями.
И это везде - я несколько школ сменила.

Когда у нас только ввели 12-балльную систему оценок - это было здорово! Потому что уравниловки не стало. И я поставила в аттестаты несколько оценок "1" - ну не хотели юноши читать русскую литературу. Их выбор, их право!
А потом запретили. "Чтоб минимальный балл - не ниже трех". Вернули уравниловку.

Edited at 2015-03-11 07:04 am (UTC)
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 07:15 am (UTC)
вот эти минимальные баллы все и портят.
.Живу как умею.bis_25 on March 11th, 2015 07:09 am (UTC)
Абсолютно с вами согласна. Только добавить хочу, что на место учителей с хоть каким-то профильным образованием подчас набирали совсем не педагогов. Особенно в младшую школу, вести, например труд или иностранный. Сами с такими столкнулись, а никому не пожелаю...
И так же всё вами изложенное верно применительно не только к образованию. То, что мы сейчас имеем , и плохое и хорошее, создано нашими родителями и нами, при непосредственном участии и согласии. И полёты в космос и коррупция. Всё сами- никто не подбросил. В том числе и теми, кто " пора валить"
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 07:12 am (UTC)
да. мы созданы нашими родителями, а наши дети нами. обвинять некого, кроме самих себя. но хорошо, что есть и чем гордиться:-))
Муми-мамаnucleic_acid on March 11th, 2015 07:13 am (UTC)
Все так, только в пед до сих пор идут по остаточному принципу((
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 07:15 am (UTC)
да, к сожалению.
но все же стало больше свободы выбора. это дает надежду:-))
(no subject) - sportloto on March 11th, 2015 07:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lknopka on March 11th, 2015 07:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 07:32 am (UTC) (Expand)
(no subject) - nucleic_acid on March 11th, 2015 08:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - a_katkov on March 11th, 2015 08:02 am (UTC) (Expand)
inmigranteinmigrante on March 11th, 2015 07:18 am (UTC)
Когда читающая публика очень гордится чтением книг в виде бульварных романов, мне таки смешно. И очень смешны их претензии молодежи, которая побольше читает в интернете.
It's_me!angry_mamma on March 11th, 2015 07:50 pm (UTC)
Вот и мне это смешно! Читали ведь какую-то хрень типа Анжелики маркизы ангелов. Самая читающая страна. И, наверно, от большого ума в конце 80-хх прикладывали попы и воду к экранам телевизоров на сеансы Чумака и Кашпировского.
wellynawellyna on March 11th, 2015 07:39 am (UTC)
Как Вы здорово сформулировали! Я закончила физ-мат школу, на тот момент лучшую в городе, туда попасть было почти нереально. И...
У нас были самые лучшие и сильные учитела и многие без педагогического образования. Радиофак - крутейший препод по физике ( двойки ставил на раз, гонял в хвост и гриву, мог и наорать, но вступительных - одни пятерки), мех-мат, филологический у русички... Эх...
rimmoularimmoula on March 11th, 2015 07:45 am (UTC)
Образование Китая и Финляндии основано на достижениях советской школы. Оно считается одним из лучших в мире.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 07:49 am (UTC)
я, в общем-то, советскую школу не ругаю. но думаю, что современная система образования - это ее закономерное продолжение.
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 08:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 01:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 01:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gyrates on March 11th, 2015 07:54 am (UTC) (Expand)
(no subject) - rimmoula on March 11th, 2015 08:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - zyrianova on March 11th, 2015 08:02 am (UTC) (Expand)
madam_pikmadam_pik on March 11th, 2015 07:55 am (UTC)
У меня совершенно точно школьных знаний меньше, чем у ребенка (он уже тоже закончил). Ну, вот тот же немецкий я учила и в школе, и в институте - и не знаю совсем. Он же по итогам школы свободно на английском говорит, читает художку и смотрит фильмы.

Т.е. я считаю, что в целом (т.е. средняя температура по больнице), сейчас у детей количества знаний больше хотя бы потому, что информация доступнее. Но при этом знания сместились от привычных нам "классических", а поэтому производит впечатление "мой ребенок знает много какой-то ерунды и ничего важного". Но тут проблема в том, что у ребенка совершенно другие представления о том, что действительно важно.

Единственный минус, который я вижу - это трудности с систематизированием знаний, трудности логического мышления (все эти задачки, когда у Кати белая собачка и бантики, у Маши котик и веснушки, а у Оли, Тани и Ани еще что-то, узнай кто где). Но с другой стороны эти же трудности вижу у людей моего поколения и старше, которые вполне себе в советской школе учились в 70-80-е годы.
oil_gaoil_ga on March 11th, 2015 08:07 am (UTC)
"Мы отметили десятилетие реформ в образовании. А сейчас входим в трагический виток, вот-вот минуем точку невозврата.
В 1983 году президент Рейган сказал в своем докладе о состоянии образования в США так: «Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предлагается, мы должны были бы расценить это как объявление войны».

Эти слова гораздо лучше подходят сейчас нам." это мнение учителя Григория Перельмана и Станислава Смирнова – он умудрился взрастить двух филдсовских лауреатов (такого никому в мире не удавалось) его ученики завоевали больше 80 медалей международных олимпиад, причем более 40 – золотые (непобитый в мире рекорд). Его зовут Сергей Евгеньевич Рукшин. Вот почему-то его мнение мне кажется более компетентным.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 10:25 am (UTC)
Да, знаю его и читала интервью как раз на эту тему не так давно:-) я с ним далеко не во всем согласна, но это не имеет значения, поскольку Перельман достается не каждому:-)
Впрочем, те, кто был в системе элитного образования в ссср, например, в физматшколах учился, обычно иначе смотрят на окружающий мир. Увы, помимо физматшкол было много школ минимального уровня.
(no subject) - oil_ga on March 11th, 2015 05:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 06:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 11th, 2015 10:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 12th, 2015 05:18 am (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 12th, 2015 07:54 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 12th, 2015 08:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 12th, 2015 08:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 12th, 2015 06:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 12th, 2015 06:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - joeck_12 on March 11th, 2015 01:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 11th, 2015 05:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - joeck_12 on March 11th, 2015 06:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - oil_ga on March 11th, 2015 10:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - k_silent on March 11th, 2015 08:19 pm (UTC) (Expand)
lutciya on March 11th, 2015 08:11 am (UTC)
вообще, когда говорят о падении уровня образования, речь идет именно о профильном. я не так давно читала студентам и могу с уверенностью сказать, что те же сегодняшние химики и физики (студенты) далеко не те, что даже те же десять лет назад. и их уровень действительно упал. это очевидно, во-первых, по сложности вступительных экзаменов в университеты. берете сборник, например, с 80-го года, вступительных задач по математике и поражаетесь тому, как их сложность уменьшалась к 2010 году. смотрите на учебный план факультетов и понимаете, что количество часов ряда базовых предметов уменьшились, а каких-то вообще нет. например, химикам раньше читали квантовую физику и строение вещества, а вот уже сейчас не читают и количество математических часов серьезно уменьшилось и т.д.. все это определяет именно базовый уровень специалиста. и еще у нас сменилась расстановка приоритетов, главным является получить бумажку, а не стать специалистом. уровень образования и коррумпированности в тех же медицинских вузах вообще поражает. долго можно говорить вообщем, печально многое...при этом сами детишки сколько угодно могут быть живыми, читающими, бросающимися в споры и пишущими в интернете. это - поколение "кнопочных" детей, но это не означает, что в школах и вузах они получают необходимую базу точных наук, которые загружают и развивают совсем дргуие отделы головного мозга чем гумманитарные. еще раньше была программа поиска самородков, это когда физматшколы выезжали по деревням и устраивали олимпиады, и дети с потенциалом, но низким уровнем достатка и возможностей родителей, получали шанс за счет государства учится бесплатно в физико-математических интернатах. а теперь они теряются в спившейся деревне и никто не дает им возможности вырваться оттуда. образование это цепь, достаточно длинная и многофакторная. нарушение каждого из звеньев несет последствия, мы видим их уже сейчас, когда у нас миллионы менеджеров офисного планктона, продающего воздух обществу потребления и нет минимального штата толковых инженеров. у нас нет в последние годы никаких собственных высокотехнологических разработок. никаких. есть только фикции освоения бюджета типа сколково.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 10:20 am (UTC)
Может, просто многовато стало вузов? Ну и чтобы на всех хватало, есть и попроще и посложнее программы. Ничего удивительного.
Елена Есиповаeeska on March 11th, 2015 08:12 am (UTC)
тоже не могу не присоединиться к разговору...
считаю, что уровень образованности моих детей намного выше, чем наш в таком же возрасте...... ребенок мой (школьник 3 кл) знает намного больше, чем мы тогда....и умеет тоже........
хотя, в общем-то, это не только и не столько от учителей зависит, сколько от атмосферы в семье, когда под учебой понимается не только хождение в школу, но и вся жизнь, как постоянное получение знаний и решение творческих задач....
а люди всегда во всех поколениях и такие и сякие встречаются....
хотя согласна, что школа - это часть системы.... и как раньше, так и теперь там все строго "параллельно попендикулярно"...хотя, как мне кажется, сейчас все-таки свободы выбора даже в школе больше, чем раньше...