?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2015 @ 09:30 am
Про образование  
Последние лет десять все кому не лень сравнивают образование в СССР и сегодняшней России. Ну и понятно, в чью пользу.
Ах, раньше все читали! Сочинения писали! Все были грамотными, математику учили и вообще. А сейчас? Посмотрите, дети не читают, ЕГЭ сдают ужасно, элементарнейших вещей не знают, а уж как безграмотно пишут!

Так вот, я с этим совершенно не согласна.

Все началось полвека назад, когда в 50-60-е начался бум "настоящих" профессий и высшего образования. Инженеры, физики, химики... А кто не смог - всегда есть прекрасный вариант с небольшим и надежным конкурсом пойти в пед - там можно выбрать любое направление, от математики до рисования, а поступить гораздо проще, чем в профильный вуз. Вот так и выходило, что профессия учителя, для которой желание работать с детьми и любить их просто необходимо, стала просто еще одним способом получить высшее образование. А дети тут вещь второстепеннная... Это, кстати, и сейчас аукается. И будет всегда аукаться. Потому что ситуация не поменялась.
Я и сама знаю несколько замечательных учителей (даже не несколько, а больше чем несколько), и безусловно, были люди, которые шли получать профессию учителя, а не высшее образование. Но понятно, что как в любом другом деле, здесь действует соотношение 20 на 80. А поскольку школ много, найти для всех прекрасных учителей совершенно невозможно.
И более того, уровень сегодняшнего образования и всего остального - это НАШ уровень, 40-летних, тех, кто вырос и учился в советской школе. Видите результаты? Они перед вами. Это те идеальные умные дети учат сейчас наших детей. Вот как их научили - так и они учат.

Наверное, тогда же учеников перестали оставлять на второй год и такое понятие как "неаттестация" исчезло из школы (зачем школу второгодниками позорить?). Самым важным было поставить хотя бы троечку, дотянуть до 8-го класса и дальше все дороги, сами понимаете, открыты. Где все эти люди? Большинство тех, кто учился в средненьких школах до 8-го, а потом шел в ПТУ учиться на слесаря или крановщика? Не сомневаюсь, что большинство из них освоило свою профессию, но написали ли они хоть строчку после школы? И пишут ли что-то здесь, в интернете? Можем ли мы оценить их грамотность? Или способность решить квадратное уравнение? (Да и надо ли?)

Сегодня же любой школьник при желании пишет что угодно и дискутирует где угодно. Поэтому шанс прочитать что-то малограмотное увеличился в разы. Просто в силу того, что интернет теперь у всех. Раньше вне школы и уроков можно было разве что записку написать или письмо из пионерлагеря, а сейчас вся переписка из личной уже становится общественной.

Ну и ЕГЭ приходится сдавать всем в довольно непривычной обстановке. В том плане, что раньше сдавали экзамены своим родным учителям, которые пару (условно говоря сами себе) поставить, конечно, не могли. А теперь они тут только учат, а качество обучения оценивают другие люди. И, наверное, более независимо и справедливо (тут есть о чем поспорить).

И глядя на детей вокруг, я могу только сказать, что все они умные, хорошие, и читают, и думают - и не надо сваливать на них наши недостатки.
Систему образования ругать можно - вдруг она от этого лучше станет? А вот люди останутся прежними. Их еще в детстве воспитали, теперь не переделать.
 
 
 
swegreswegre on March 11th, 2015 03:55 am (UTC)
простой пример. Моя мама в школе изучала французский. В рамках школьной программы. Это было в 50-х годах. Уже когда я взрослая была, а она на пенсии, она синхронно переводила фильмы на французском и разговаривала с французами свободно. Французский изучала только в школе, по школьной программе. Никаких дополнительных занятий не было, курсов - тем более. После школы она языком не занималась никогда.
Когда я училась - в 70-х, нам так преподавали английский, что никто вообще не понимал, что от него хотят.
Сейчас и подавно.
Это как пример.
шушпанчикgyrates on March 11th, 2015 03:59 am (UTC)
Вы в одной школе учились?
swegreswegre on March 11th, 2015 04:04 am (UTC)
Не в одной, но все равно разница в 20 лет. А я училась вообще в двух.
шушпанчикgyrates on March 11th, 2015 04:35 am (UTC)
Не в одной... Было дело, я тоже думала, что во всех школах одинаковая программа, и что все ученики одинаково радуют родителей и преподавателей. Ничего, потыкалась носом в факты (не у всех преподавали иняз ежедневно, не всем интересно читать, не все делали домашку на переменке или прямо во время урока) и подлечила мировоззрение.
rbelka: черная белкаrbelka on March 11th, 2015 04:01 am (UTC)
воо, у моей матушки та же ситуация с английским
правда, еще плюс институт, но технический, там только перевод технических текстов был

а я на уровне пятого класса еще тяну - дочку проверить, а вот в 9-й к сыну уже и не суюсь :(
swegreswegre on March 11th, 2015 04:05 am (UTC)
А-а, ну да, еще институт. Но я не знаю, был ли у нее там французский.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 04:02 am (UTC)
это сильно зависит от школы. и, о чем я и пишу, от учителя.
swegreswegre on March 11th, 2015 04:07 am (UTC)
Вот я до сих пор не могу объяснить, пардон, пофигизм многих учителей в 80-90-х годах. У меня брат и сестра в это время учились.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 04:10 am (UTC)
видимо, разные школы были. в 80-х у нас не было пофигизма учителей. а в 90-х там же учились мои племянники, и выучились очень даже неплохо:-)
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 04:13 am (UTC) (Expand)
Алексей Катковa_katkov on March 11th, 2015 04:13 am (UTC)
пофигизм легко объяснить. Когда валится система, учитель не может получить зарплату по 6-7 мес. А ему надо выходить к детям в нормальной одежде (а дети жестоки, да... и одежду замечают, и насмехаться могут), покупать книги, чтобы готовить интересный материал. Желательно для многих учителей еще и посещать разные мероприятия. А тут денег нет даже чтобы семью накормить.
Просто у меня жена училась в этом время и как раз сейчас общается с учителями школы. И они вспоминают как тогда было сложно. И тем не менее она до сих пор с ними на связи, получила отличное образование и не одно и учителей своих уважает. Но свои проблемы которые они рассказывают сегодня - ужасают. Особенно ситуации когда в семье два учителя - у нее такие варианты были среди учителей.
(no subject) - swegre on March 11th, 2015 04:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - chadeyka on March 11th, 2015 04:19 am (UTC) (Expand)
Варя ОрловаВаря Орлова on March 21st, 2015 10:25 am (UTC)
Мой пример говорит, что может быть не от школы.
Я попала в школу с углубленным изучением английского в 5-ом класса (это был 89 год), проучилась там до 9-ого класса. И тех знаний мне хватило, что бы блестать потом до 11 класса в лицее, потом в техническом универе я была лучшей на потоке абсолютно ничего не делая, и сейчас я подрабатываю переводами, смотрю британские сериалы на английском и легко общаюсь с носителями языка. И это при том, что у меня была сама слабая учительница на нашей параллели (класс разбивали на 3 группы во время английского), помню, родители очень переживали по этому поводу. Просто мне английский был интересен, я все ловила на лету, не прилагая никаких усилий... Т.е. тут явно больше сказался какой-то неведомый природный дар, чем конкретный учитель или система образования. Возможно, также было и у мамы девушки с французским языком...
sivkavburkahsivkavburkah on March 11th, 2015 05:01 am (UTC)
моя мама в тех же 50 годах учила тот же французский. И сколько я себя помню, она всегда говорила что не помнит ни единого слова со школы. Есть и есть.
joeck_12joeck_12 on March 11th, 2015 10:35 am (UTC)
моя учила немецкий тоже в 50х. И ее знания языка даже в молодости были на уровне советских фильмов про ВОВ, хотя она была хорошей ученицей.
А теперь вообще ноль.
Веронkaul on March 11th, 2015 05:31 am (UTC)
у меня был английский, вот параллельный класс общался на нем свободно, наш - нет.
разные учителя
astracat: mumastracat on March 11th, 2015 09:22 am (UTC)
я учила английский в школе (училась 1990-2001), поступила на учителя английского языка, английский знаю лучше русского ))) преподавала его детям, потом ушла в иностранную контору работать. По работе в основном переводами занимаюсь. Так что я бы по одной конкретной школе (и даже одному конкретному учителю) о качестве преподавания языков не судила бы. У меня у самой были разные классы - где-то большинству НАДО и мы дофига всего делали, дети рвались на уроки, а где-то вроде класс с углубленным английским, но дома не делают ничего, по аудиоматериалам не занимаются и ждут что учитель за сорок минут все сам в детскую голову вложит.