?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2015 @ 09:30 am
Про образование  
Последние лет десять все кому не лень сравнивают образование в СССР и сегодняшней России. Ну и понятно, в чью пользу.
Ах, раньше все читали! Сочинения писали! Все были грамотными, математику учили и вообще. А сейчас? Посмотрите, дети не читают, ЕГЭ сдают ужасно, элементарнейших вещей не знают, а уж как безграмотно пишут!

Так вот, я с этим совершенно не согласна.

Все началось полвека назад, когда в 50-60-е начался бум "настоящих" профессий и высшего образования. Инженеры, физики, химики... А кто не смог - всегда есть прекрасный вариант с небольшим и надежным конкурсом пойти в пед - там можно выбрать любое направление, от математики до рисования, а поступить гораздо проще, чем в профильный вуз. Вот так и выходило, что профессия учителя, для которой желание работать с детьми и любить их просто необходимо, стала просто еще одним способом получить высшее образование. А дети тут вещь второстепеннная... Это, кстати, и сейчас аукается. И будет всегда аукаться. Потому что ситуация не поменялась.
Я и сама знаю несколько замечательных учителей (даже не несколько, а больше чем несколько), и безусловно, были люди, которые шли получать профессию учителя, а не высшее образование. Но понятно, что как в любом другом деле, здесь действует соотношение 20 на 80. А поскольку школ много, найти для всех прекрасных учителей совершенно невозможно.
И более того, уровень сегодняшнего образования и всего остального - это НАШ уровень, 40-летних, тех, кто вырос и учился в советской школе. Видите результаты? Они перед вами. Это те идеальные умные дети учат сейчас наших детей. Вот как их научили - так и они учат.

Наверное, тогда же учеников перестали оставлять на второй год и такое понятие как "неаттестация" исчезло из школы (зачем школу второгодниками позорить?). Самым важным было поставить хотя бы троечку, дотянуть до 8-го класса и дальше все дороги, сами понимаете, открыты. Где все эти люди? Большинство тех, кто учился в средненьких школах до 8-го, а потом шел в ПТУ учиться на слесаря или крановщика? Не сомневаюсь, что большинство из них освоило свою профессию, но написали ли они хоть строчку после школы? И пишут ли что-то здесь, в интернете? Можем ли мы оценить их грамотность? Или способность решить квадратное уравнение? (Да и надо ли?)

Сегодня же любой школьник при желании пишет что угодно и дискутирует где угодно. Поэтому шанс прочитать что-то малограмотное увеличился в разы. Просто в силу того, что интернет теперь у всех. Раньше вне школы и уроков можно было разве что записку написать или письмо из пионерлагеря, а сейчас вся переписка из личной уже становится общественной.

Ну и ЕГЭ приходится сдавать всем в довольно непривычной обстановке. В том плане, что раньше сдавали экзамены своим родным учителям, которые пару (условно говоря сами себе) поставить, конечно, не могли. А теперь они тут только учат, а качество обучения оценивают другие люди. И, наверное, более независимо и справедливо (тут есть о чем поспорить).

И глядя на детей вокруг, я могу только сказать, что все они умные, хорошие, и читают, и думают - и не надо сваливать на них наши недостатки.
Систему образования ругать можно - вдруг она от этого лучше станет? А вот люди останутся прежними. Их еще в детстве воспитали, теперь не переделать.
 
 
 
lutciya on March 11th, 2015 08:11 am (UTC)
вообще, когда говорят о падении уровня образования, речь идет именно о профильном. я не так давно читала студентам и могу с уверенностью сказать, что те же сегодняшние химики и физики (студенты) далеко не те, что даже те же десять лет назад. и их уровень действительно упал. это очевидно, во-первых, по сложности вступительных экзаменов в университеты. берете сборник, например, с 80-го года, вступительных задач по математике и поражаетесь тому, как их сложность уменьшалась к 2010 году. смотрите на учебный план факультетов и понимаете, что количество часов ряда базовых предметов уменьшились, а каких-то вообще нет. например, химикам раньше читали квантовую физику и строение вещества, а вот уже сейчас не читают и количество математических часов серьезно уменьшилось и т.д.. все это определяет именно базовый уровень специалиста. и еще у нас сменилась расстановка приоритетов, главным является получить бумажку, а не стать специалистом. уровень образования и коррумпированности в тех же медицинских вузах вообще поражает. долго можно говорить вообщем, печально многое...при этом сами детишки сколько угодно могут быть живыми, читающими, бросающимися в споры и пишущими в интернете. это - поколение "кнопочных" детей, но это не означает, что в школах и вузах они получают необходимую базу точных наук, которые загружают и развивают совсем дргуие отделы головного мозга чем гумманитарные. еще раньше была программа поиска самородков, это когда физматшколы выезжали по деревням и устраивали олимпиады, и дети с потенциалом, но низким уровнем достатка и возможностей родителей, получали шанс за счет государства учится бесплатно в физико-математических интернатах. а теперь они теряются в спившейся деревне и никто не дает им возможности вырваться оттуда. образование это цепь, достаточно длинная и многофакторная. нарушение каждого из звеньев несет последствия, мы видим их уже сейчас, когда у нас миллионы менеджеров офисного планктона, продающего воздух обществу потребления и нет минимального штата толковых инженеров. у нас нет в последние годы никаких собственных высокотехнологических разработок. никаких. есть только фикции освоения бюджета типа сколково.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 10:20 am (UTC)
Может, просто многовато стало вузов? Ну и чтобы на всех хватало, есть и попроще и посложнее программы. Ничего удивительного.