?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2015 @ 09:30 am
Про образование  
Последние лет десять все кому не лень сравнивают образование в СССР и сегодняшней России. Ну и понятно, в чью пользу.
Ах, раньше все читали! Сочинения писали! Все были грамотными, математику учили и вообще. А сейчас? Посмотрите, дети не читают, ЕГЭ сдают ужасно, элементарнейших вещей не знают, а уж как безграмотно пишут!

Так вот, я с этим совершенно не согласна.

Все началось полвека назад, когда в 50-60-е начался бум "настоящих" профессий и высшего образования. Инженеры, физики, химики... А кто не смог - всегда есть прекрасный вариант с небольшим и надежным конкурсом пойти в пед - там можно выбрать любое направление, от математики до рисования, а поступить гораздо проще, чем в профильный вуз. Вот так и выходило, что профессия учителя, для которой желание работать с детьми и любить их просто необходимо, стала просто еще одним способом получить высшее образование. А дети тут вещь второстепеннная... Это, кстати, и сейчас аукается. И будет всегда аукаться. Потому что ситуация не поменялась.
Я и сама знаю несколько замечательных учителей (даже не несколько, а больше чем несколько), и безусловно, были люди, которые шли получать профессию учителя, а не высшее образование. Но понятно, что как в любом другом деле, здесь действует соотношение 20 на 80. А поскольку школ много, найти для всех прекрасных учителей совершенно невозможно.
И более того, уровень сегодняшнего образования и всего остального - это НАШ уровень, 40-летних, тех, кто вырос и учился в советской школе. Видите результаты? Они перед вами. Это те идеальные умные дети учат сейчас наших детей. Вот как их научили - так и они учат.

Наверное, тогда же учеников перестали оставлять на второй год и такое понятие как "неаттестация" исчезло из школы (зачем школу второгодниками позорить?). Самым важным было поставить хотя бы троечку, дотянуть до 8-го класса и дальше все дороги, сами понимаете, открыты. Где все эти люди? Большинство тех, кто учился в средненьких школах до 8-го, а потом шел в ПТУ учиться на слесаря или крановщика? Не сомневаюсь, что большинство из них освоило свою профессию, но написали ли они хоть строчку после школы? И пишут ли что-то здесь, в интернете? Можем ли мы оценить их грамотность? Или способность решить квадратное уравнение? (Да и надо ли?)

Сегодня же любой школьник при желании пишет что угодно и дискутирует где угодно. Поэтому шанс прочитать что-то малограмотное увеличился в разы. Просто в силу того, что интернет теперь у всех. Раньше вне школы и уроков можно было разве что записку написать или письмо из пионерлагеря, а сейчас вся переписка из личной уже становится общественной.

Ну и ЕГЭ приходится сдавать всем в довольно непривычной обстановке. В том плане, что раньше сдавали экзамены своим родным учителям, которые пару (условно говоря сами себе) поставить, конечно, не могли. А теперь они тут только учат, а качество обучения оценивают другие люди. И, наверное, более независимо и справедливо (тут есть о чем поспорить).

И глядя на детей вокруг, я могу только сказать, что все они умные, хорошие, и читают, и думают - и не надо сваливать на них наши недостатки.
Систему образования ругать можно - вдруг она от этого лучше станет? А вот люди останутся прежними. Их еще в детстве воспитали, теперь не переделать.
 
 
 
Lenkadomum on March 11th, 2015 11:30 am (UTC)
Я разговаривала с человеком, который каждый день проводит собеседования на приём в крупную IT компанию, и вот он мне рассказал, что всё труднее и труднее кого-то брать, потому что уровень студентов каждый год падает по сравнению с прошлым.

Или вот ещё пример, что показывают современные исследования интеллектуального развития школьников и студентов:

" — А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

— Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет."
(http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html)

От себя: мне кажется, что современные дети прекрасно владеют английским (или другими языками) по сравнению с советскими детьми, но при этом у них хуже дело обстоит с фундаментальными знаниями. И это не их вина, конечно, это просто отражение снижения уровня образования. И глупо по-моему делать вид, будто этого нет или всё само собой рассосётся.
Чадейкаchadeyka on March 11th, 2015 12:56 pm (UTC)
Теперь и вузов стало больше и обучение платное. Поэтому уровень падает, это понятно.

А насчет делать вид - я и не говорю, что сейчас все прекрасно. Но думаю, хватит уже повторять миф о том, что раньше образование было лучше. Были разные школы, разные дети, как и сейчас. Но тогда вообще не важно было, что ты знаешь, а что нет. Люди годами сидели в нии, занимались одним и тем же, а что сейчас? Сейчас уже не посидишь, придется время от времени демонстрировать, кто ты на самом деле.:-)))
whatevergospodiwhatevergospodi on March 11th, 2015 05:00 pm (UTC)
+100
у меня папа несколько лет недавно преподавал в Бауманке. Сказал, что невозможно, хоть сколько-то соображающих студентов - 1-2 в группе. Остальные просто ничего не знают.